18 Мая 24, 08:01
Новости, Гений вкуса
05 Декабря 2023, 16:36

"Гений вкуса": барская усадьба Василёво с парком и валунным "чёртовым" мостом

Проект ТИА посвящён наследию выдающегося зодчего Николая Львова

В новом выпуске проекта в честь архитектора Николая Львова мы побываем в усадьбе Василёво под Торжком, где когда-то находилось имение дворян Львовых, дальних родственников известного зодчего, от поместья  сохранился потрясающий валунный мост с каскадом прудов и остатки когда-то превосходного парка. С предыдущими материалами львовского цикла можно ознакомиться в рубрике "Гений вкуса".  

На территории Архитектурно-этнографического музея "Василёво" под Торжком есть знаменитый валунный мост, в народе также именуемый "Чёртов мост". Считается, что это сооружение было построено по проекту архитектора Николая Александровича Львова, так же, как и обустроен регулярный парк. 

По соседству в Митино располагалось имение, принадлежащее Ивану Ивановичу Львову. Там же находится погреб-пирамида (аналог в Черенчицах), Воскресенский храм с алтарём-ротондой и семейный некрополь Львовых в древнем погосте Прутня (в данным случае погост – это не кладбище, а административная единица). Здесь же нашла упокоение Анна Петровна Керн, урождённая Полторацкая. Похоронить её должны были в родовой усыпальнице Бакуниных в Прямухино, рядом с её вторым мужем Александром Марковым-Виноградским, но помешала весенняя распутица – гроб с телом до места не довезли. 

Сам музей в Василёво находится на территории бывшей барской усадьбы, основанной в конце XVIII столетия служивыми дворянами Львовыми - очень дальними родственниками архитектора Н.А.Львова. К превеликому сожалению, от усадьбы уцелели только двухэтажный флигель, где раньше располагалась оранжерея, а потом её перестроили уже под жилые помещения, надстроив деревянный второй этаж. Славится усадьба и каскадом прудов – подобные гидротехнические сооружения были характерной особенностью львовских проектов по обустройству парковых зон.  

На территории комплекса сохранилась парадная липовая аллея, шедшая к главному дому усадьбы. Её ширина составляет 10 метров. В парке произрастает 19 старовозрастных лип, которым более 220 лет. Эта аллея является остатком от регулярной парковой части поместья. Уникальность липовой аллеи заключается в том, что ветки деревьев подрезались особым образом, чтобы кроны образовывали сплошной зелёный шатёр-арку.

Главный усадебный деревянный дом располагался на самой высокой точке в парке, был он одноэтажный, но с двумя флигелями, на высоком фундаменте, с колоннами, фасадом выходил на Тверцу. Перед ним были высажены серебристые тополя. Исследователи обнаружили много осколков цветного стекла в шурфах, из чего сделали вывод, что окна во флигелях были витражными. Ниже находились парковые постройки - Красная и Белая башни с кубическим основанием, арками, бельведером, одна из башен даже имела колокольню-маяк. В них размещались оранжереи, где выращивали персики, абрикосы и другие экзотические деревья и растения. В оранжереях также жили "райские птицы" – павлины с сине-зелёным и редким белым оперением. 

Сведения о поместье весьма скудны, даже нет точных указаний возведения построек. Дату постройки господского дома привязывают к 1771 году, поскольку на территории усадьбы нашли камень с такой выбитой надписью. Доподлинно известна только одна дата – 1851 год, когда пожар уничтожил господский дом. Восстанавливать его не стали, а последний (по мужской линии) владелец имения Дмитрий Сергеевич Львов, получивший его в наследство после смерти родителей, перебрался жить в уцелевшее здание восточного флигеля-оранжереи. Денег на строительство не было, к тому же Дмитрий был холост и бездетен, а потому отстраивать усадьбу заново не было надобности.

Практически все строения и объекты в парке имели своё название. Так, была каменная закрытая беседка с портиком - "Храм любви". Мостики, установленные на каскаде прудов, тоже именовались: был "Камнепад", был "Гротный". Пруды были под стать парковому убранству – геометрической формы в виде прямоугольника или трапеции (сейчас стал треугольником).

Старинный регулярный парк был не очень большой – 10 гектаров. Поэтому строения в нём располагались довольно компактно. 
Совсем иначе в пейзажных парках, главный принцип и прелесть которых – внезапность: идёшь среди деревьев и кустов, вдыхая цветочные ароматы, и вдруг набредёшь на уютную беседку – можно присесть и почитать в уединении книгу; гуляешь в раздумьях, и тут дорожка делает извилистый поворот – а там скульптура какой-нибудь наяды или тенистый грот, суливший прохладу в знойный день; а вдали где-то и пруд с качающимися на волнистой ряби белоснежными кувшинками блеснёт солнечным бликом среди листвы. Парки были даже поделены условно на тематические зоны, которые должны были вызывать определённые чувства и мысли у посетителей, - печаль, радость, воспоминания и т.д. Недаром же Екатерина II, которая и ввела моду на пейзажные парки, говорила, что "парк должен воспитывать нового человека".  

Сейчас в усадьбе Василёво от регулярного парка, конечно, практически ничего не осталось… Хотя в своё время в нём было много завозных благородных деревьев, например, маньчжурский орех, красная берёза, американская берёза с белоснежными стволами без чёрных отметин, вязы, дубы, серебристые тополя, мелколистные липы и другие. Остатки былого разнообразия можно найти ещё в Митино. 

Каскад из трёх прудов на Безымянном ручье был задуман со шлюзами и плотинами таким образом, чтобы можно было удерживать воду и регулировать её уровень в среднем водоёме. Глубина доходила до 4 метров. Для чего? Ну, конечно, для красоты и развлечений. Здесь жили белые и чёрные лебеди. Когда гости приходили, плотину на верхнем пруду открывали, и вода начинала переливаться и течь из пруда в пруд.  Одна из затей – катание на коньках и лодках. По южному берегу пруда высаживали ели, которые сохраняли тень и прохладу, лёд покрывали плотным слоем соломы, вот они и не таял до июня. Так что не просто так были ели в василёвском парке, как, скажем, и кусты бузины (издревле её сажали около амбаров, потому как считалось, что растение отпугивает мышей). 

Был в усадьбе и ещё один пруд "Садок", из названия уже понятно, что там держали живую рыбу для кулинарных изысков.

На территории имения было ещё одно интересное и значительное строение – грунтовый сарай размером 76 х 17.5 метров – это было каменное строение без крыши. В нём выращивали вишню и черешню. В зимнее время деревья накрывали щитами, а летом – сетками, чтобы птицы не клевали ягоды.    

Самое красивое строение в парке - "каменная симфония" - валунный мост, который овеян догадками, тайнами, легендами и историями. Дата его строительства доподлинно неизвестна – 1790-е годы. Некогда два подобных моста украшали усадьбу Знаменское-Раёк, правда, были они меньшего размера. Есть такие же сооружения в районе деревни Паника, в Грузинах; строили из валунов погреба и кузницы. Некоторые исследователи считают, что сама технология подобного строительства была изобретена до Львова, но именно Николай Александрович, талантливый инженер, смог довести её до совершенства и возвести столь удивительный мост.  

Главной особенностью валунного пятиарочного моста с двумя гротами в Василёво является то, что он состоит из насухо сложенных камней разного размера, держащихся лишь с помощью силы тяжести, без растворов. Удерживает арки замковый камень весом в одну тонну. По этому мосту шла дорога в усадьбу из Торжка.

Под арками находятся два грота. По одной из версий, в южном располагался настоящий каземат, на окошке даже лет 30 назад ещё сохранялась кованая решётка. Внутри – несколько комнат, одна из которых совершенно тёмная. Там была также дубовая дверь, окованная железом. Более того, закопчённый потолок и отверстия в стене говорят о том, что когда-то здесь работала печь, то есть помещения были отапливаемые. По другим версиям, здесь были лебежатники или псарни. 

Огромные валуны для строительства моста на Валдайскую возвышенность в своё время притащил ледник. Однако есть в кладке весьма необычные камни – габбро-диорит, магматическая лава. Как она попала в Василёво? Есть версия, что камни были привезены из самой Италии, по другой версии, это наши родные камни, которые когда-то образовались на разломе тектонической плиты и найденные в Тверце. В Торжке 19 века подобные огненные породы называли "конгломерат" или спёкшийся камень. 

Своё название "Чёртов" мост получил в советские годы. Есть версия, что на Василёвской горе, которую называли лысой (там не росли деревья), в языческие времена было капище. И некоторые валуны для арочного моста были взяты именно с горы, у которой был другой мост – вот тот точно называли "Чёртовым". По другой версии, названием своим валунный мост обязан Чёртовому острову на Тверце – намывной банке, которая всё время меняла свои очертания и высоту, а потому представляла проблему для лоцманов барж.    

На валунном мосту снимали знаменитую сцену битвы зла с добром, вернее, тёмных и светлых сил, в фильме "Ночной дозор" 2004 года режиссёра Тимура Бекмамбетова.  

Бруствер в своё время на мосту был довольно высоким, до колен, и был выложен квадратно-диагональным или ромбическим узором.

 

Шестой материал из цикла "Гений вкуса" читайте на сайте ТИА 12 декабря.

Фото из архива ТИА.

Галерея
Подпишись на нашУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх